Митина, С. И.
    Исторические корни формирования принципов международно-правовой ответственности: эпоха эллинизма [Текст] / С. И. Митина // История государства и права. - 2011. - N 1. - С. 32-35
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- международная ответственность -- международно-правовая ответственность -- международные отношения -- правовая ответственность -- эпоха эллинизма -- юридическая ответственность
Аннотация: Статья посвящена исследованию исторических корней формирования механизма юридической ответственности в сфере международных отношений эллинистической эпохи (III-I вв. до н. э. ).





    Соболь, И. А.
    Идея охраны интеллектуальных прав в античном мире [Текст] / И. А. Соболь // История государства и права. - 2011. - N 12. - С. 26-28
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- древнее право -- интеллектуальная деятельность -- интеллектуальная собственность -- интеллектуальные права -- охрана интеллектуальной собственности -- охрана интеллектуальных прав
Аннотация: В рамках данной статьи автор исследует основные философские и правовые идеи, оказавшие значительное влияние на становление правовой охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также основные источники права античного мира.





    Горшунов, Д. Н.
    Зарождение традиций частного права / Д. Н. Горшунов // История государства и права. - 2010. - N 12. - С. 16-20
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- византийское право -- древнегреческое право -- правовые учения -- публичное право -- римское прав -- частное право
Аннотация: В статье рассматриваются исторические предпосылки возникновения идеи частного права, его генетические источники, теоретическое осмысление частного права философами и юристами Античности, положенные в основу западной традиции права; сделан вывод о развитии и преемственности концепции частного права в различные периоды истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии.





    Митина, С. И.
    Работа межгосударственных дикастерий (коллегий судей) в эллинистический период / С. И. Митина // Российский судья. - 2008. - N 11. - С. 36-39
Кл.слова (ненормированные):
межгосударственные дикастерии -- коллегии судей -- дикастерии -- античное право -- эллинизм (право) -- межгосударственные отношения -- межгосударственное общение -- межгосударственное правосудие -- судебные комиссии -- арбитраж
Аннотация: В статье раскрывается механизм разрешения споров в эллинистический период развития общества, когда юридическая сила судебного решения была в большинстве случаев аналогична силе межгосударственного договора, так как определяла регулирование отношений между государствами на будущее.





    Исаев, И. А
    "Телесность" и формализм права: римская идея [Текст] / И. А Исаев // История государства и права. - 2013. - № 1. - С. 2-6
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- античный мир -- древнее право -- мифологизация права -- правовой реализм -- правовые идеи -- римский правовой реализм -- римское право -- формализм права
Аннотация: В статье дается теоретико-исторический анализ развития правовой идеи в античном мире. Подчеркивается особый "телесный" характер древнего права, его связь с религиозными и общинными структурами. Римский правовой реализм сопоставляется с другими правовыми системами античности, находившимися под воздействием мифологических мотивов.





    Исаев, И. А.
    Право "естественное" и право государственное: "зеркало в зеркале" [Текст] / И. А. Исаев // История государства и права. - 2013. - № 6. - С. 36-42
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- глоссы -- европейское право -- естественное право -- естественный закон -- римское право -- справедливость (право) -- средневековая философия -- средневековое право -- схоластика -- схоластическая школа права -- философия права
Аннотация: В статье исследуется состояние двух правовых систем, сформировавшихся еще в эпоху Средневековья. Проблема "естественного закона" была порождена историческими обстоятельствами и повлияла на древнейшее становление правовых институтов и систем европейского права. Анализируются некоторые социально-психологические и религиозные основания этой проблемы. Указывается на связи схоластической школы права и правовых традиций античности.





    Исаев, И. А.
    Грех и закон: тайные связи [Текст] / И. А. Исаев // История государства и права. - 2013. - № 12. - С. 2-7
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- грех -- закон -- правовые категории -- справедливость -- средневекое право -- учения о законе -- философия права -- этические категории
Аннотация: Статья посвящена анализу этических и правовых категорий в средневековом праве. В основу этих концепций было положено учение о Законе, развитое еще в античный период. Формирование правовых понятий и институций осуществлялось под сильным влиянием религиозных представлений и идей, оказавших воздействие и на последующее развитие европейской теории права.





    Исаев, И. А.
    Антиномии Закона: юридическая мистика апостола Павла [Текст] / И. А. Исаев // История государства и права. - 2013. - № 13. - С. 2-7
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- апостолы -- благодать -- закон -- правовые учения -- правопонимание -- религиозное право -- римское право -- философия права -- формы права
Аннотация: Статья посвящена анализу архетипических понятий юриспруденции, сформированных на заре христианской эпохи. Соотношение "закона" и "благодати" рассматривается в контексте античной культуры и в сопоставлении с идеями римского права. Антиномия Закона рассматривается в связи с приемлемыми формой и содержанием закона, вне конфликта сущности права и его внешних форм.


Доп.точки доступа:
Павел (апостол)




    Насыров, Р. В.
    О проблеме адекватного (немодернизированного) восприятия классического римского права [Текст] / Р. В. Насыров // История государства и права. - 2013. - № 15. - С. 2-6
Кл.слова (ненормированные):
античное право -- модернизация права -- публичное право -- римское право -- римско-правовая традиция -- частное право
Аннотация: В статье ставится вопрос об адекватном восприятии классического римского права и недопустимости его модернизации. Раскрывается практический характер римской юриспруденции.





    Баженова, Е. А.
    К вопросу о взаимосвязи между jus gentium, jus naturale и современным международным правом [Текст] / Е. А. Баженова // История государства и права. - 2014. - № 8. - С. 25-29
Кл.слова (ненормированные):
jus gentium -- jus naturale -- античное право -- естественное право -- естественный закон -- история права -- международное право -- римское право -- современное международное право
Аннотация: В статье рассматриваются взаимосвязи между jus gentium, jus naturale и современным международным правом. Автор приходит к выводу о существовании принципиальных различий между jus gentium и современным международным правом, а также о том, что при исследовании соотношения jus gentium и jus naturale необходимо учитывать историческую изменчивость содержания концепции естественного права.


Доп.точки доступа:
Владимирский государственный университет. Юридический институт




    Храмешин, С. Н.
    Гражданское общество, "гражданская теология" и политическая мораль Августина: компаративный анализ с античными учениями [Текст] / С. Н. Храмешин = Civil society, "civil theology" and Augustine’s political morality: a comparative analysis with ancient teachings // Государство и право. - 2023. - № 4. - С. 111-118
Рубрики: Право
   История правовой мысли

Кл.слова (ненормированные):
античное право -- гражданская теология -- гражданское общество -- политическая мораль -- политическая теология
Аннотация: Исследование посвящено компаративному анализу понятий "гражданское общество", "гражданская теология" в соотношении политической морали блаженного Августина Аврелия с античными учениями. В статье производится попытка герменевтического анализа часто используемого в теории государственно-правовых учений понятия гражданского общества. Устанавливаются отличия между языческим римским пониманием справедливости и предлагаемым блаженным Августином, основанном на Священном Писании как основе государственно-правовых отношений в античном обществе: по мнению Августина, настоящая причина, по которой классическая философия делает невозможным воспитание добродетельных людей и ведет к саморазрушению, заключается не в том, что она нерелигиозна, а в том, что она выражается в неправильной и неверной концепции божества. И это наиболее очевидно в языческом политеизме. Поэтому ясно, что Августин в своей попытке определить гражданское общество следует классической традиции, подчеркивая её существенное согласие со Священным Писанием. Его главная оппозиция античным философам-язычникам касается не столько их учения о естественных идеалах гражданского общества и необходимости существования правосудия внутри него, сколько их неспособности достичь единого справедливого общества.


Доп.точки доступа:
Августин, Аврелий; Варрон, Марк Теренций (латинский ученый ; 116-27 гг. до н. э.); Евсевий, Кесарийский