Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Лапаева В. В.,
Заглавие : Идея безусловного базового дохода и концепция цивилизма: различия в философско-правовых основаниях / В. В. Лапаева
Параллельн. заглавия :The idea of an unconditional basic income and the concept of civilizm: differ-ences in philosophical and legal grounds
Серия: Философия права
Место публикации : Государство и право. - 2021. - № 6. - С. C. С. 99-113
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): безусловный базовый доход--диалектика всемирной истории--капитализм--концепция цивилизма--отрицательный подоходный налог--социализм--социальные дивиденды--социальный кредит--философия права
Аннотация: Теоретические концепции, обосновывающие идею безусловного базового дохода и близкие к ней идеи социального кредита, отрицательного подоходного налога, социального дивиденда и т. д., выстроены на той или иной трактовке феноменов права, свободы и справедливости в человеческих отношениях. Эти концепции в своей совокупности охватывают необычайно широкий спектр философских и политико-правовых идей, включая экономический неолиберализм Л. Милтона и Ф. Хайека с их верой в эффективность "невидимой руки рынка", коммунистические ориентиры Ф. ван Парайса, трактующего базовый доход как первый шаг на "капиталистическом пути к коммунизму", и представления Г. Стендинга о коллективном по своей сути характере общественного богатства, позволяющем рассматривать базовый доход в качестве "инструмента социальной справедливости". Эти крайние в своей мировоззренческой основе точки зрения на проблему базового дохода рассмотрены в статье под углом зрения концепции цивилизма В. С. Нерсесянца, в рамках которой дается философско-правовое обоснование права каждого на получение равной доли доходов от рыночного функционирования бывшей социалистической собственности. Вклад этой концепции в общемировую дискуссию о путях посткапиталистического развития обусловлен тем обстоятельством, что она сформулирована на базе философско-правового осмысления опыта социализма с позиций гегелевской диалектики всемирной истории и в ее основе лежит трактовка цивилизма как нового постсоциалистического общественного строя, являющегося диалектическим синтезом социализма и капитализма.

Доп.точки доступа:
Стендинг, Г. (британский экономист); Милтон, Л.; Хайек, Ф.; Нерсесянц, В. С. (академик); Парайс, Ф. ван