Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Янковская Г. А.
Заглавие : Свой среди чужих, чужой среди своих. Культурный консерватизм Т.С. Элиота
Место публикации : Вестник Пермского университета. Сер.: История. - 2018. - Вып. 2 (41). - С. 155-163
ГРНТИ : 03.09 + 17.09
УДК : 9:821.111(73)(092)
Предметные рубрики: Литература Англии-- История, 20 в.
Литература США-- История, 20 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): культурный консерватизм--писатели сша 20 в--писатели англии 20 в--лауреаты нобелевской премии по литературе 1948 г.
Аннотация: Рассматривается изменение политической репутации выдающегося поэта-модерниста Т.С. Элиота, чьи социально-политические взгляды ускользают от однозначных характеристик. Особое внимание уделяется тому комплексу взглядов на проблемы культуры, которые традиционно являются основанием для причисления поэта к правому политическому спектру, и также для обвинений в реакционности, антисемитизме, профашистских умонастроениях. Аргументируется тезис о том, что политические взгляды Элиота по большей части никогда им не были специально организованы, систематизированы в понятия. Его поддержка французского консервативного литератора и активиста Ш. Морраса в целом соответствовала стратегии редактируемого Т.С. Элиотом журнала «Крайтерион», которая заключалась в знакомстве публики с максимально широким кругом эстетических явлений и персоналий современной культуры. Представления поэта о несовершенстве человеческой природы, моральном фундаменте социального и политического действия, апология ценностей европейской христианской культуры соотносятся с ценностным ядром традиционалистского культурного консерватизма. Сближение эстетического модернизма с правым и левым политическим радикализмом характерно для межвоенного периода и прослеживается по многим явлениям культуры. Однако приоритеты Т.С. Элиота не были связаны ни с социалистическим, ни с фашистским проектом, в которых рафинированный интеллектуал видел худшее проявление «восстания масс». Парадоксальным поворотом в публичной интерпретации его наследия стала массовизация утонченного и сложного творчества поэта в шоу-бизнесе и киноиндустрии. Сегодня восприятие его риторики становится более взвешенным и корректным. Кризис традиционных «больших» партий и идеологий, расцвет новых форм политической активности позволяют обнаружить в недоверии Т.С. Элиота к европейским партийным институтам и системам предвидение тенденций в западноевропейской культуре и социуме.

Доп.точки доступа:
Элиот, Томас Стернз (американо-английский писатель ; 1888-1965) \о нем\